Такая разная тантра :)
Такая разная Тантра :)


Размещение рекламы на сайте
Написать письмо
Главная
 
 
Подпишись на новости сайта
 


Ошо "Тантра. Высшее понимание"
ПОДРОБНОСТИ

БИБЛИОТЕКА

Книги по тантризму >>    

Янтра-йога

V. Метод и энергия

Знание собственного существования - основополагающий принцип в практике йоги в целом и Янтра-йоги в частности. Каковы основные аспекты Янтра-йоги? Прежде всего, есть предварительные практики, которые обеспечивают соответствие Янтра-йоги условиям нашего существования. Что это означает? Например, человек может подумать: "Да, мне нравится Янтра-йога. Я хотел бы ее практиковать." И он идет, покупает книгу, читает ее и практикует йогу. Так поступают очень многие - я часто слышу от людей вопрос: в чем разница между тем, когда читаешь книгу и когда слушаешь Учителя, который дает устное Учение. Многие думают, что сведения, которые можно получить, купив книгу и проявив сообразительность, - это то же самое, что знание, полученное от Учителя, который может объяснить, как нужно выполнять практику. На самом же деле эти два способа вовсе не равнозначны, не одинаковы, потому что знание в большой степени зависит от обстоятельств, а обстоятельства привязаны ко времени. Сегодня - это не вчера, а вчерашние условия - не такие, как сегодняшние.

То же самое справедливо и для завтра, потому что обстоятельства меняются. Если Учитель передает понимание или метод практики, это значит, что он работает в данных обстоятельствах, какими они являются сейчас. Книга же никогда так не работает: напечатанное в книге А никогда не станет Б, даже если в других обстоятельствах будет необходимо Б. В этом и заключается различие, потому и говорят, что передача происходит только при совместной работе с Учителем.

Существует много Учений, которые связаны с нашим конкретным существом. Йога - это способ работы с тремя аспектами нашего существа, с тремя уровнями, из которых каждый последующий труднее для понимания, чем предыдущий. Эти три уровня - тело, речь и ум. Легче всего понять тело, потому что оно видимо и материально: материальные вещи проявляются в виде формы и цвета. Речь, или энергия, уже сложнее. В тантризме энергию символизирует звук. Символы Тантры - ваджра и колокольчик. Посередине ваджры есть шарик, который символизирует тиглэ, пребывающее вне всяких ограничений и понятий. Действительно, геометрическая фигура с углами - это символ чего-то ограниченного, в противоположность кругу без углов, который пребывает вне границ. Вот почему в средней части ваджры находится шарик.

Но в чем заключается существование вне ограничений? Есть две разновидности видения: чистое видение и нечистое видение, которые буддийская философия соотносит с абсолютной истиной и относительной истиной. С одной стороны, есть обычное видение, подобное нашим телу, речи и уму и материальным вещам. С другой стороны, есть чистое видение, которое является сущностью нечистого видения. В ваджре оба эти видения символизируются пятью концами, находящимися по обе стороны центрального шарика. Несмотря на то, что истинное состояние каждого человека подобно не имеющему границ шару, на относительном уровне нашу жизнь обусловливают понятия "хорошее" и "плохое". Что мы считаем хорошим? Обычно мы представляем себе некое чистое измерение, вроде рая. Его противоположность - измерение страдания. Что же является основой страдания? В основе всех проявлений сансары или перерождения - пять страстей. Пять концов ваджры по сути и символизируют пять страстей. Но на уровне чистого видения природа, истинные условия этого состояния проявляются как пять Дхьяни-будд, которые олицетворяют наше истинное состояние, природу ума. Если присутствует работающая энергия, для которой мы часто используем материальные символы, то существует и ее природа. Может быть сейчас, когда мы живем в относительных условиях, она для нас остается просто умственным понятием. Тем не менее говорят, что пять страстей могут проявляться как пять мудростей. Поэтому и положительная, и отрицательная стороны, и чистое видение, и нечистое связаны с принципом этого шара или тиглэ, который символизирует наше состояние.

Ваджра символизирует метод. Если я хочу кому-то передать смысл чего-либо, мне необходимо найти способ как это сделать. Предположим, мне нужно найти способ, как объяснить, что такое сладкое, человеку, который этого не знает. Я могу спросить его, знает ли он, что такое горькое, чтобы он по крайней мере мог понять, что мы говорим о вкусе. Так я нахожу способ передачи. Про того, кто находит такой способ и входит в видение человека, говорят что он владеет методом.

Применение этого метода не предполагает введение какого-то правила, поскольку метод связан с тем, кто именно в нем заинтересован. Если заинтересованное лицо - не человек, а слон, тогда тот, кто владеет Учением и хочет его передать, должен войти в измерение слона. Если он умеет входить в это измерение, значит, он умеет практиковать метод: ведь переживание слона действительно отличается от переживания человеческого существа. Но в этом случае тот, кто учит и передает, должен обладать пониманием восприятия <того, кому он передает>. Вот что значит метод: способность передавать на основе особенностей восприятия <конкретных существ>.

В тантризме символ метода - ваджра с пятью концами сверху, пятью концами снизу и шариком посередине; он символизирует состояние каждого человека, как оно есть. Что означает слово "ваджра" на санскрите? Есть много толкований, но в основном оно означает нечто такое, что нельзя изменить никогда и ни при каких обстоятельствах. Его состояние всегда будет таким, как оно есть. Вот что такое ваджра. Почему его нельзя изменить? Потому что он не находится в рамках времени или относительного состояния. Все, что подвержено изменению, обязательно находится во времени, истинное же состояние этой вещи - за пределами времени. Итак, ваджра означает истинное состояние, и в качестве символа этого состояния мы используем образ ваджры.

Но есть и другой аспект, аспект функции, который в тантризме символизируется звуком, а символ звука - это образ колокольчика. Образ ваджры важен, потому что он символизирует метод, но образ колокольчика столь же, важен. Смысл колокольчика - звук: его образ символизирует звук. Что такое звук? Это нечто такое, что распространяется в виде вибраций, которые мы воспринимаем, но не видим. поскольку они не обладают ни формой, ни цветом. Слыша произнесенное слово, мы понимаем его смысл, но не можем сказать, что оно имеет цвет или форму. Хотя слово находится вне формы и цвета, мы, тем не менее, слышим его благодаря вибрациям. Это и есть звук.

Нынче в Америке многие люди лечатся звуком и говорят, что это тибетский метод лечения. Я не уверен, что тибетцы используют звук как лекарство, но не могу исключить такую возможность, потому что если мы углубимся в истинный смысл знания, то увидим, что это вполне возможно. Звук действительно может проникать в наше состояние и влиять на него.

Итак, звук символизирует нашу энергию. Вот почему мы произносим мантры. Практически мантра и означает звук. Учителя, которые учили с самого начала и передавали силу мантры, для передачи ее использовали звук. И мы тоже сможем реализовать действие мантры только в том случае, если, прежде чем станем повторять ее во время практики, получим передачу ее звучания. Таким образом, звук - это общий символ нашей энергии, и в тантризме колокольчик действительно символизирует нашу энергию.

В тантризме самое важное божество именуется Ваджрадхара, что означает "носитель знания" <так в тексте>. В тибетском языке метод и энергия называются таб (thabs) и шераб (shes rab). На санскрите шераб - это праджня, что означает функцию, живую и непрерывную. Например, состояние созерцания называется состоянием ригпа (rig pa), что значит изначальное состояние человека, знание и присутствие этого состояния. Но не бывает состояния знания без функции: если существует светильник, то существует и его свет, что само по себе исключает тьму - такова его функция. Светильнику не нужно думать: "Я хочу сиять и разгонять мрак". Если светильник зажжен, тьма уничтожается сама собой. Так же и со всем остальным. Что касается нашего изначального состояния, существует знание состояния созерцания, а также его функция, или энергия. Взятые вместе они называются ригпа, то есть знание состояния и всеобъемлющая мудрость, которую по-тибетски называют йеше (ye shes), или изначальное знание. Таким образом, таб и шераб - метод и энергия, или ее функция, праджня, - подобны солнцу, которое имеет круглую форму и излучает свет, уничтожая тьму.

В тантризме состояние человека представлено правой и левой сторонами. А поскольку мужчины и женщины - существа противоположного пола, их состояние также взаимно противоположно. У мужчин правая сторона символизирует метод, а левая - энергию, или праджню, тогда как у женщин - наоборот. Например, Ваджрадхара - мужской образ, поэтому он держит ваджру в правой руке, а колокольчик - в левой. Кроме того, руки его скрещены. Что это означает? Это означает отказ от принципов двойственности. Обычно думают: "Это мужчина, а это - женщина, это метод, а это - энергия". Но это не так уж важно: главное - оказаться в состоянии единства.

Вообразите горящее полено или пламенеющие угли, которые не дают тепла, - как будто они во всех подробностях нарисованы на стене. Этот пример должен дать представление о том, что значит метод, и показать, почему метод не может существовать без функции, или природы. В данном случае природа огня - тепло. Если тепла нет, сам по себе образ не имеет смысла. Так же невозможно иметь тепло без источника, который его излучает. Вот почему в тантризме говорится о сунгджуг (zung jug), или соединении.

Поэтому Ваджрадхару и изображают с ваджрой и колокольчиком в скрещенных руках. Это символ, который используется для того, чтобы передать определенное понятие - он не означает, что нужно ехать в Непал, достать там ваджру и колокольчик, а потом сесть и сидеть со скрещенными руками! Понимать, о чем идет речь, что передается - вот что необходимо. Когда есть такое понимание, Ваджрадхара становится символом нашего собственного существа.

Почему, говоря о своем существе, мы говорим, что у человека две стороны символизируют метод и энергию, или праджню? Потому что люди не состоят из двух отдельных половин: у человека есть левая сторона и правая, и эти две стороны существуют в единстве. Итак, из этого вы можете понять, что означает единство. Если мы соединяем руки, то можно подумать, что мы временно соединили две разные вещи. Но чтобы быть человеком, необходимо одновременно иметь обе стороны, левую и правую, пребывающие в нераздельном единстве. Теперь вам понятно, что значит "быть в единстве".


Тантра: Йога любви (2 DVD)
Вы узнаете об основах сексуальных техник.
Отправитесь в путешествие по миру Тантры, который позволит вам знать больше

ПОДРОБНОСТИ
 
Маханирвана-тантра

Одно из наиболее значительных произведений "Тантрического кодекса"
Объём: 576 стр.

ПОДРОБНОСТИ

 
Тантра - Традиционная символика

Путь неотантрической йоги (ред.-сост., пер. с англ. Постников В.И.)
Объём: 200 стр.

ПОДРОБНОСТИ

 
Лев Тетерников "Тантра. Дао любви"

Автор дает адекватное описание древней Тантры как доктрины, техник и инструментов расширения сознания

ПОДРОБНОСТИ


Главная | Янтры | Библиотека | Музыка | Ссылки | Форум | Гостевая книга

2005-2013
© Copyright darklight