Такая разная Тантра :) |
||||
|
БИБЛИОТЕКА
II. Введение в Янтра-йогуКогда мы говорим о Янтра-йоге, многие думают, что это нечто вроде гимнастики, используемой в йоге. Конечно, в практике йоги есть движения и позы, но они - вещи относительные. Главная цель состоит не только в том, чтобы сделать тело более подвижным, потому что это не чисто физические упражнения. Основа Янтра-йоги или любого другого Учения - достичь понимания своего состояния, своего бытия. Каждый из нас заинтересован в том, чтобы понять свое состояние, независимо от того, верим мы в какую-то систему или традицию или не верим. Ведь если человек решает чему-то следовать, исходя из слепой веры, то это вовсе не идеальное решение. Гораздо важнее попытаться по-настоящему понять свое истинное состояние. Например, мы прекрасно знаем, что если у нас возникнет проблема со здоровьем, мы сразу постараемся ее разрешить: возможно, пойдем к врачу и станем принимать какие-то лекарства или последуем совету сведущего человека. Но врач может сказать: "Мне очень жаль, только я ничего не могу сделать. Излечить эту болезнь невозможно". Что нам делать, если такое случится? У нас можем возникнуть мысль: "Возможно, существует какой-то другой выход..." - в том числе и намерение обратиться за консультацией к другому врачу или использовать любые другие возможности, потому что найти выход - в наших же интересах. Или кто-то может сказать: "Некоторые болезни, от которых невозможно исцелиться здесь, лечат на Филиппинах, там есть искусные целители, умеющие руками извлекать болезнь наружу". Многие люди действительно так думают и слепо верят в это. Если же человек здоров, он может критиковать такой подход, потому что перед ним подобной проблемы не стоит. Когда человеку приходится столкнуться с конкретной проблемой, ему становится не до философии, религии или традиции. Он просто старается найти выход. Так обычно бывает. Следовательно, мы прежде всего должны понять свое истинное состояние. Обычно в Учении йоги говорится, что каждый человек существует в качестве трех аспектов. Эти три аспекта присущи нам всем, независимо от того, верим мы в религию или во что-то еще или не верим. Человек может ни во что не верить, однако он прекрасно знает, что если его ударят, ему будет больно. Если однажды вечером у него случится сердечный приступ или заболит живот, то он сразу в это поверит. Вот что значит "верить" - именно это, а не склонность что-то обусловливать или ограничивать. Проблемы бывают у каждого, потому что все мы существуем в трех аспектах. Первый аспект - физическое тело. Каждый день мы едим и пьем, а каждую ночь спим. Если мы не поспим пару ночей, то станем раздражительными, а если не поедим или не попьем, у нас возникнут другие проблемы. Это означает, что мы зависим от своего состояния. Обычно мы осознаем свое физическое существо - мы говорим о нем и вынуждены с ним считаться. Но на этом наше существо не кончается - есть и другие аспекты существования. Другой аспект, который еще более важен, - это аспект энергии или того, что в йоге называется праной, жизненной силой. Если жизненная сила человека не уравновешена или нарушена, у него возникают более серьезные проблемы, чем просто физические. Множество людей находится в клиниках или лечебницах для душевнобольных. Что происходит с человеком, когда у него возникает душевная болезнь и проявляются многочисленные расстройства и нарушения? Такой человек совершенно не способен отвечать за себя, и для него остается единственный выход: лечь в больницу и отдать себя в руки врачей. Когда душевнобольной поступает в лечебницу, то, если он чрезмерно возбужден, его привязывают к кровати, потому что справиться с энергией нелегко. Если у кого-то возникает болезнь кишечника - а это физическая проблема, - то на помощь приходит наука и передовая современная техника: ему вскрывают брюшную полость, вырезают больную ткань и зашивают разрез. Это называется физическим уровнем. Но, к сожалению, мы не знаем, как отрезать энергию и как пришить ее обратно. В итоге, когда у человека возникают такие расстройства или нарушения, как безумие, врачам остается только привязать его к кровати. Никто не знает, что делать, и никакие способы лечения неизвестны. На этом примере можно понять: даже если мы пребываем в здравом уме, аспект энергии все равно присутствует. Можно упорядочить и гармонизировать свою энергию, так что нам не обязательно грозит безумие. Но безумие - не единственная проблема, связанная с энергией: существует много других проблем, главным образом, болезней, имеющих отношение к энергии. В наше время, когда говорят, что болезнь неизлечима, это означает, что мы не знаем, как с ней бороться на уровне энергии. Говоря об энергии, мы имеем в виду не только физическую энергию, которая циркулирует в нашем теле, - чтобы правильно понимать энергию, нужно знать кое-что еще, расширить свое знание. В древности в некоторых странах эти знания были развиты очень высоко. Сегодня многие народы достигли высокого уровня развития медицины и естественных наук, а те, которые его не достигли, считаются отсталыми. Что значит "отсталые"? Это значит, что у них нет самолетов, что, может быть, люди все еще ездят на ослах. Но отсталость в материальном смысле не означает отсталости в отношении энергии. Сегодня многие люди, которых мы можем назвать современными, которых привыкли считать технически грамотными, не понимают этого. Сам я родился и вырос в Тибете и до тринадцати лет ни разу не видел автомобиля. Впервые я увидел летящий в небе самолет, когда мне исполнилось семь лет. Так что я был очень отсталым, это очевидно, но в чем именно я отстал? Я был отсталым в материальной области, там же, где дело касалось ума или энергии, я ничуть не ощущал своей отсталости. В возрасте семи-восьми лет я много раз видел во сне, что нахожусь внутри какого-то движущегося ящика и время от времени этот ящик начинает походить на тигра. Когда мне было тринадцать лет и я в первый раз поехал в автомобиле, то понял, что это был за ящик. В мире есть много материально отсталых стран, и до определенного момента им действительно важно развиваться на материальном уровне. Но если ставить целью только это, игнорируя общее состояние нашего бытия, возникнет множество проблем. Самый важный принцип - не убеждения или религиозная вера. Можно иметь веру, но истинный принцип - это понимание. Люди обладают телом, речью (или энергией) и умом. Вместе эти три аспекта образуют личность живого человека. Это верно для каждого, независимо от того, верит он во что-то или нет. Если мы знаем, каково состояние нашего бытия, то, даже если возникает какая-то проблема, мы можем ее преодолеть. В этом случае не нужно слишком полагаться на веру или верить в объяснения Учителя, в то, что говорит Учитель или в традицию Учителя - верить во все это нет никакой необходимости. Необходимо другое: открыть глаза и немного разобраться в своем реальном состоянии. Например, у меня болит живот - я не собираюсь смиряться с болезнью, а хочу как-то справиться с ней. Я смогу с ней справиться, если понимаю свое состояние. В этом случае я должен выяснить, в чем причина, потому что не бывает следствия без причины. Болезнь - это проявление следствия: может быть, вчера вечером я съел слишком много сыра. Согласно тибетской медицине, вечером увлекаться сыром не следует, а главное - не следует есть йогурт. На Западе я видел многих людей, которые едят на ужин йогурт, приговаривая: "Вечером гораздо лучше съесть что-то легкое." Но, в соответствии с тибетской медициной, йогурт создает высокую кислотность и есть его перед сном - все равно, что принимать яд. Это не значит, что кто-то внезапно упадет и умрет, но постепенно может возникнуть много неприятностей. Если у вас болит живот и вы чувствуете себя плохо, значит, была какая-то неблагоприятная причина. Следовательно, нужно выяснить, что это за причина. По одного выяснения мало - нужно еще знать, что делать. Прежде всего необходимо устранить причину. Это похоже на знаменитое учение Будды о так называемых Четырех Благородных Истинах. Первая Благородная Истина - это истина о страдании, которая гласит, что страдание - это следствие, <у которого есть причина>. Никому не нравится страдать, все мы хотим быть счастливы, но чтобы быть счастливыми, чтобы преодолеть это следствие, нужно обнаружить причину, поэтому Будда объяснил это следствие и необходимость искать его причину, что и является Второй Благородной Истиной. Каждый, кому не нравится страдать, должен найти причину страдания, но даже если причина найдена, это еще не окончательное решение: нужно осуществить свое открытие на практике - это и будет означать прекращение причины. Прекращение <страдания> есть Третья Благородная Истина. Но поскольку есть много способов устранения причины, Будда объяснил последнюю Благородную Истину, Истину о пути. Он объяснил пути устранения причины. Существует много путей, и среди них есть такие Учения, как Янтра-йога. Начав с трех аспектов - тела, речи и ума, - можно уравновесить свою энергию, устраняя неблагоприятные факторы или координируя их. Поэтому прежде всего очень важно хорошо понимать свое существо и практику йоги. В йоге вообще и в Янтра-йоге в частности мы работаем со всеми тремя аспектами своего существа, а не только с физическим телом. Это верно не только для йоги: каждому, кто хочет что-то сделать, основываясь только на материальном уровне, придется ясно усвоить, что это невозможно, потому что не бывает людей, обладающих только материальным аспектом. Приведу пример. Возьмем какую-нибудь страну, переживающую экономические трудности, где у людей нет работы. Если ситуация становится очень серьезной, дело может дойти до революции - чтобы получить работу, деньги и лучшую жизнь, люди могут решиться на это. Что значит революция? Она означает действие на материальном уровне. Но разве таким способом можно дать людям счастье? Ответом будет "нет", потому что никто не состоит только из материального тела - есть еще и аспект энергии, а если аспект энергии не уравновешен, то вы не почувствуете себя счастливыми, даже если у вас будет дворец, как у английской королевы. Если человек, у которого есть все: много машин, много денег, - сходит с ума, какая ему польза от всего этого богатства? Безумие может быть проявлением неуравновешенной энергии. Проявление материального уровня - это когда у вас есть машины, дом и все, что необходимо для жизни, как это принято во многих экономически развитых странах, например, в скандинавских. Но если мы рассмотрим вопрос поглубже и почитаем газеты этих стран, то почти каждый день найдем в них статьи о самоубийствах, о том, что кто-то выбросился из окна. Если же мы почитаем газеты южных стран, то обнаружим, что там постоянно пишут о бандитах, "мафиози", и о грабителях банков, убивающих полицейских. Почему существует такая разница? Что это значит? Это значит, что наше состояние таково, что когда материальные проблемы менее серьезны или их нет, люди начинают выбрасываться из окна. Когда же гнетут материальные проблемы, у людей нет времени думать о самоубийстве. Но, по-моему, в конечном итоге нет большой разницы, умирает кто-то в перестрелке с полицией при ограблении банка или выбросившись из окна - в обоих случаях человек мертв. Итак, есть физические проблемы и проблемы энергии. Я очень хорошо помню случай, произошедший в 1959 году, когда я был в Индии, точнее, в Сиккиме. Это подлинная история, которая случилась в Дарджилинге. Может быть, вы знаете, в Дарджилинге проходят знаменитые скачки, похожие на скачки в Аньяно, где бывают лотереи. В 1959 году первый приз выиграл один непалец, живший в Сиккиме, - он был настоящий бедняк и, чтобы как-то свести концы с концами и раздобыть немного денег, работал уборщиком. Ему повезло, он выиграл первый приз и, когда пришло время получать деньги, был несказанно счастлив. Узнав о выигрыше, он сразу пригласил в гости друзей и родственников. По чтобы получить деньги, непальцу нужно было поехать в Дарджилинг, а поскольку вручение приза происходило публично, при большом стечении народа, он не мог приехать одетым как уборщик - ему нужен был по меньшей мере приличный чистый костюм. Но у него не было ни одного приличного костюма, тогда он одолжил одежду и с помощью друзей и родственников приобрел пристойный вид. Итак, он приехал в Дарджилинг получать деньги. По случаю знаменательного события устроили праздник и объявили: "Первый приз выиграл мистер такой-то". Непалец пошел получать приз в индийских деньгах - огромную кучу денег, какую он не смог бы заработать за сотни лет, столько денег он в жизни не видал. Вне себя от счастья, непалец взял деньги и тут же рухнул на землю. Все подумали, что он упал в обморок от волнения. Но это оказался не обморок - бедняга умер! Таким образом, если материальный аспект не согласуется с аспектами энергии и ума, может случиться много неприятностей, особенно на душевном уровне. Очень важно знать, что аспект ума существует. Если человек это знает, единственный способ обрести спокойное и умиротворенное состояние ума - уметь расслабляться. Именно это мы и делаем в йоге: то как мы используем тело и различные движения, служит для координации энергии, в частности, для воздействия на ум. Координируя энергию, мы в конечном счете добиваемся спокойного состояния ума. Если ум спокоен, все становится проще, потому что ум является основным аспектом. Говорят, что ум подобен хромому всаднику, который не может идти пешком - это означает, что он зависит от своего коня. Конь - это наша энергия. Когда энергия обусловливает ум, могут возникнуть многие нарушения. В йоге, к примеру, говорят, что конь слеп. И, как слепой конь бессилен найти дорогу без всадника, так и наша жизненная энергия бессильна, если она не согласована с деятельностью ума. Ум зависит от энергии, но энергия тоже зависит от ума. Таким образом, управляя своей энергией, мы можем управлять умом. Хромой всадник может ехать на слепом коне и заставлять его поворачивать направо и налево. Но если кто-то остановит коня, всадник тоже остановится. Тем не менее ясно, что главный аспект - это ум, то есть всадник. Часто многие думают и говорят: "Меня интересует медитация, нечто глубокое, имеющее отношение к уму". Если кто-то упоминает о гимнастике или дыхании, такие люди думают, что речь идет о чем-то маловажном. Конечно, если человек обладает определенным знанием, имеет истинное и правильное понимание природы ума, то из этого не следует, что он обязательно должен интересоваться такими вещами. Но, как правило, наш ум зависит от энергии. Достаточно понаблюдать, как мы дышим. Обычно мы дышим по-разному в зависимости от состояния ума: если мы счастливы и довольны, то у нас одно дыхание, если напряжены, то непроизвольно начинаем дышать иначе. Иногда ребенок, взрослый или собака видят сны и в это время начинают вскрикивать, шевелиться и по-другому дышать. Это означает, что дыхание и энергия зависят от ума. В это время ум работает, мыслит, что-то порождает. Йога, и особенно Янтра-йога, имеет отношение не только к физическому аспекту, но главным образом к уму. Если у нас возникнет проблема - например, физическая проблема - и мы обратимся за советом к какому-нибудь специалисту по йоге или работе с энергией, то, возможно, такой учитель посоветует нам выполнять определенные движения и какое-то особое дыхание, чтобы обрести состояние покоя. Делая эту практику. мы сможем добиться конкретного результата. Это означает, что принимая определенную позу, человек управляет своим телом и благодаря этому управляет энергией, а владение энергией приносит положительный результат. Тем не менее, необходимо отметить, что это есть нечто относительное. Что означает слово "относительное"? Оно означает, что когда у человека возникает проблема, он может принять некую позу и таким образом успокоиться. Его <состояние> можно сравнить со стоящей на огне кастрюлей, в которой вода бурлит и вот-вот перельется через край. Если в эту кастрюлю добавить немного холодной воды, кипяток перестанет бурлить. Но наше существование относительно, оно связано со временем. Сейчас я успокоился, но это не значит, что я буду оставаться спокойным до конца месяца или до конца года. Может быть, завтра я окажусь в других обстоятельствах. Сегодня прекрасный день, но, возможно, завтра польет дождь и спустится густой туман - у меня будет тяжелая голова, а когда у меня тяжелая голова, я утрачиваю ясность и легче раздражаюсь. Этот пример показывает, насколько важны обстоятельства. Обстоятельства изменчивы, а не статичны: все постоянно меняется, где бы я ни находился. Легко могут возникнуть обстоятельства, способствующие проявлению отрицательных аспектов. Что мне тогда делать? Мы можем сказать: чтобы расслабиться и успокоиться, нужно дышать определенным образом. Это значит добавлять холодную воду в кастрюлю с кипятком. Но если мы уменьшим пламя под кастрюлей, добавлять холодную воду больше не понадобится. Ведь если мы будем снова и снова подливать холодную воду, в какой-то момент кастрюля наполнится и мы больше не сможем ничего добавить. Это то, что мы называем относительным или временным состоянием. Но что подразумевается под уменьшением пламени? Это означает действие на уровне ума. Там, где в буддийской философии говорится об "абсолютной" и "относительной" истинах, мы обычно говорим об уме и природе ума. Относительная истина связана с обстоятельствами, тогда как абсолютная - это наше истинное состояние, как оно есть. Именно в нем берет начало знаменитая медитация. Многие говорят: "Я люблю медитировать". Однако они, возможно, не знают, что подразумевается под медитацией, или думают, что медитация - это расслабление, небольшой отдых. По на самом деле медитация означает поиск состояния за пределами конфликтов и проблем. Принцип йоги и всех йогических практик заключается главным образом в том, чтобы достичь этого состояния. И в индуистской традиции, и буддийском тантризме существует много разновидностей йоги, но принцип йоги всегда один и тот же: понимать свое существо и работать с ним, чтобы обрести состояние за пределами всех проблем. Что касается Янтра-йоги, которую практикуем мы, многие спрашивают, что это за йога, похожа ли она на Хатха-йогу индийской традиции или на пранаяму (то есть практику праны, или жизненной энергии). В действительности Янтра-йога используется для созерцания. Созерцание означает постижение собственного совершенства. Янтра-йога, которую практикуем мы, обладает определенными особенностями. Тот, кто с ними не знаком, может подумать, что она связана с визуализацией божества или мандалы, потому что этот аспект очень важен, особенно в традиции буддийского тантризма. Поэтому люди иногда спрашивают: "Какое божество следует визуализировать? В кого нужно преображаться?" Тот, кто знаком с этой практикой, может использовать визуализацию и преображение, но тот, кто ее не знает, тоже может практиковать. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2005-2013
© Copyright darklight