Такая разная Тантра :) |
||||
|
БИБЛИОТЕКА
Правильное поведениеЦелью правильного поведения (тибет. brtul zhugs) является трансформация обыденного мышления и обыденной деятельности в просветленное мышление и деятельность будды. В различных тантрах понятие поведения интерпретируется по разному. Например, в тантре Чакрасамвары говорится о двадцати двух условиях правильного поведения. Большинство мастеров древности считает, что эти условия следует понимать как избегание четырнадцати коренных падений и восьми дополнительных падений, которые будут объяснены ниже. Кроме того, определяются следующие правила поведения. 1. Подношение в 10-й день лунного месяца. Для практикующих стадию завершения нарушением правил поведения с женщинами считается, например, сексуальный контакт с тантрийской супругой, как с обыкновенной женщиной, просто ради получения удовольствия, или же чувство отвращения к субстанциям обязательств[1]. В тантре Гухьясамаджи на этапе завершения должное поведение – это тренировка техники растворения пяти скандх, символизируемых пятью нектарами, в состояние ясного света. В тантре Калачакры описываются двадцать пять правил поведения Ваджрасаттвы. Из них первые пять правил известны как обеты буддиста-мирянина и состоят в воздержании от четырех основных преступлений и от употребления интоксикантов. 1. Воздержание от причинения вреда живым существам. И наконец, завершает перечень правил пять воздержаний от привязанностей. 21. Воздержание от привязанности к видимой форме. На этапе завершения в тантре Калачакры правильное поведение определяется, в том числе, практикой особых разделов йоги, как, например, “отдергивание” (тибет. so sor sdud pa), означающее остановку взаимодействия между органами восприятия и их объектами, т.е. переключение обыденного восприятия “кажимости” явлений на просветленное восприятие истинной природы реальности. Сюда же входит практика контроля дыхания (тибет. srog rtsol, санскр. pranayama), которая приводит к собиранию ветров (тибет. rlu?) в центральном канале (тибет. rtsa). Несмотря на разницу в определениях, правильное поведение сводится к выполнению определенных действий, служащих конкретной цели тантр: трансформации сознания и достижению состояния будды. В целом, поведение практикующего тантру на стадиях зарождения и завершения должно соответствовать коренному тексту тантрийской садханы, комментариям к ним и указаниям ваджрного наставника. Обеты. Четырнадцать коренных тантрийских падений1. Неуважительно относиться к ваджрному наставнику. Ваджрным, или тантрийским, наставником является тот, кто даровал посвящение в тантры, учил медитации и объяснял смысл тантрийского учения. Под неуважительным отношением понимается любое оскорбление, как физическое, так и словесное, прямое или косвенное, например распространение ложных сведений. Если же все это делается осознанно, намеренно, с желанием показать себя и оскорбить наставника – это полное падение. Последнее утверждение относится также и ко всем остальным падениям. 2. Не следовать учению Будды. Неуважение к отдельным положениям или отказ от положений учения Победоносного, совершение десяти недобродетельных деяний и подобного – все это коренное падение. Пренебрежительное отношение к советам и указаниям ваджрного наставника - это также падение. 3. Неуважительно относиться к духовным братьям и сестрам. Неуважительное отношение понимается как любого рода неуважительные действия или намерения. В различных тантрах понятие “духовные братья и сестры” трактуется по разному, обычно подразумевается совместное посвящение. Наиболее широкое определение дается в комментариях к тантре Калачакры, в ней выделяется семь уровней духовной родственной близости. 1. Дальние родственники – все живые существа. В соответствии с возрастанием уровня духовного родства возрастает и серьезность этого коренного 4. Отказывать в любви живым существам. Это коренное падение заключается в решении никогда не помогать живым существам, даже какому-либо одному конкретному человеку, или же в отказе кому-либо в утешении. 5. Отказываться от устремленности к пробуждению (санскр. bodhicitta). В общем случае речь идет о неследовании пути бодхисаттвы и нарушении соответствующих обетов. В тантре Калачакры это падение рассматривается как потеря семенной субстанции - основы достижения нерушимого блаженства. 6. Неуважительно относиться к Дхарме. Наиболее серьезным является неуважение к учениям Махаяны и Хинаяны. Менее серьезным, но также падением является неуважение к другим духовным учениям. 7. Раскрывать секреты тантры. Падением является раскрытие секретов тантрийского учения тем, кто не идет по пути тантры и не готов к пониманию ее сути. В частности, это относится к способам достижения нерушимого блаженства. 8. Допускать насилие над скандхами. В самом общем смысле это означает презрение к своему собственному телу. Скандхи и элементы, составляющие тело, не должны быть презираемы, поскольку они являются основой достижения результата и, после принятия посвящения сосуда, должны быть трансформированы в пять мудростей. Падением является также восприятие тела как основного источника страдания, попыток самоубийства и т.д. 9. Ошибочно понимать относительную истину. Падением является, в частности, непонимание или неприятие взаимозависимого возникновения всех явлений, подмена пустоты неконцептуальным состоянием. 10. Любить безнравственных, порочных людей. Падение заключается в заинтересованности в общении со злыми духами, демонами, религиозными экстремистами и т.д.[1] К этому же падению относится преднамеренное обольщение, неискренность в любви к тантрийской супруге. 11. Ошибочно понимать абсолютную истину. Падением является применение ошибочных концепций к пониманию природы реальности, нерушимого блаженства, природы тела, речи и ума будд. На начальном этапе это падение рассматривается как непамятование о правильном воззрении. 12. Разрушать веру. Падением является разрушение веры у людей, в частности в буддийское учение. Также это падение рассматривается как разрушение веры в конкретного учителя или йогина. 13. Отказываться от субстанций обязательств. Падением является восприятие как нечистых пяти видов мяса, пяти нектаров и т.д. Также падением считается невыполнение или несоответствующее выполнение тантрийских ритуалов и подношений, пренебрежительное отношение к ваджре, колокольчику, небрежное выполнение мудр и т.д. 14. Неуважительно относиться к женщинам. Праджняпарамита есть женское начало[2] и женщина по своей природе есть Мудрость, поэтому падением являются любые неуважительные высказывания или действия по отношению к любым женщинам. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2005-2013
© Copyright darklight