Такая разная Тантра :) |
||||
|
БИБЛИОТЕКА
VII. Дыхание цадулВ текстах Янтра-йоги, написанных великим Учителем Вайрочаной, одна из предварительных практик называется цадул (rtsa ‘dul). Когда вы делаете эту практику, спина должна быть прямой, потому что позвоночник символизирует нашу энергию, центральный канал, и если мы держим его прямым, бывает легче управлять своей энергией. Дальше в тексте объясняется, что мужчина должен сильно выдыхать через правую ноздрю, тогда как женщина выдыхает через левую. Выдыхая таким образом, вы удаляете нечистый воздух, который олицетворяет нашу омраченность. Затем мы медленно вдыхаем, мужчины через левую ноздрю, а женщины через правую: это олицетворяет солнечную энергию. Под конец мы задерживаем дыхание, а потом начинаем снова. Многократное повторение такого дыхания устраняет все блуждание ума, и мы получаем способность оставаться в состоянии покоя. Но не нужно сохранять представление о солнечном или лунном дыхании - следует сохранять присутствие задержки дыхания, которое в тексте называется нейтральным. Это означает, что в человеческом теле существует общая энергия нейтральной праны, которая соединена со всей вашей энергией, с праной всего тела. Это основа дыхания цадул. Ца (rtsa) означает "канал", дул (‘dul) означает "подчинять" или "упражнять". Благодаря такому упражнению можно использовать каналы в практике. Поэтому в Янтра-йоге эта разновидность дыхании является очень простой, но очень важной практикой. Для углубления этой дыхательной практики существует пять движений. Дыхание не зависит от движений, напротив, дыхание - это основная практика, а пять движений служат для ее углубления. Какие достижения можно получить благодаря выполнению этой практики? Во-первых, человек, находящийся в сильном смятении или возбуждении, может обрести состояние покоя. Затем, оказавшись в состоянии покоя, можно развить созерцание. Находясь в спокойном состоянии, человек благодаря этой практике может объединять повседневные обстоятельства своей жизни с состоянием, в которое он входит в процессе практики. Когда люди изучают Янтра-йогу, многие из них думают, что пять движений цадул предназначены для расслабления рук, ног и т.д., но это не совсем так. Все движения, которые мы делаем в Янтра-йоге, предназначены главным образом для обретения состояния покоя. VIII. Дыхание санглунгПрана, или физическая энергия, всегда связана с нашим материальным телом и с особенностями функционирования элементов, и поэтому телесные расстройства также всегда связаны с особенностями функционирования элементов. И действие практики тоже проявляется через качества элементов. Поэтому главное средство, помогающее упорядочить энергию и получить конкретным результат от практики, связано с цветом и формой. Выполняя практику преображения, например, тантрийскую практику, мы не можем обойтись без цвета и формы. Это не значит, что форма всегда должна быть строго определенной, как форма треугольника или квадрата, <служащих> для <обозначения> соответствующих элементов, но каждая форма имеет четкую функцию. Кроме того, не нужно считать, что форма всегда должна являть собой божество или нечто значительное. Если хорошо понимать принцип, то все равно, что представлять - геометрическую фигуру или изображение Будды или святого. Различие - в нас самих, в нашей привязанности и наших представлениях. Если мы имеем представление о мандале божества и основываемся на нем, то можем получить конкретный результат. Если же мы используем другую форму и цвет, то получим и другой результат. Это происходит из-за отсутствия понимания. В действительности, понимание означает умение достичь единства, войти в само знание. Принцип единства состоит в том чтобы оказаться в состоянии знания, а не в том, чтобы соединить или смешать две разные вещи. Обычно мы считаем, что функции материальных элементов, таких как огонь вода и другие, очень различны. Это значит, что мы не находимся в состоянии единства. Если же мы обладаем пониманием, то не обнаруживаем между такими элементами, как огонь и вода, никаких противоречий. Вот почему в тантризме образы, которые проявляются, визуализируют на солнечном и лунном дисках, а солнечный диск - на цветке лотоса. Солнце, как и огонь, есть олицетворение тепла, а луна, как и вода - олицетворение холода. Что случится, если огонь и вода соединятся? Конфликт. Когда в нашем уме больше нет таких противоречий и мы проникаем в знание, возникает гармония. Но для того, чтобы достичь гармонии, недостаточно одного понятия о ней - необходимо воплотить это понятие в практику. Для этого мы используем визуализацию солнечного и лунного каналов и их соединения, чакр и функции праны. В йоге большое значение придается образам - форме и цвету каналов и чакр. В Янтре есть пять или шесть основных методов визуализации каналов и чакр. Сейчас я объясню вам один из них, называемый санглунг (gsang rlung). Санг означает "тайный", лунг означает "прана", но обычно это обозначает воздух. В разных традиционных учениях представление о воздухе связано с представлением о жизненной энергии. Например, в айкидо, практике, происходящей из Японии, говорят о ки, символе энергии. В китайском языке то же слово и то же качество называется ци. В Китае ци обозначает воздух, но в даосской практике оно также обозначает прану. В тибетском языке слово лунг тоже обозначает воздух. Например, в тибетской медицине одна из трех телесных составляющих называется лунг, но в текстах говорится, что лунг- это характерная функция праны. Тем не менее, говоря о лунг, мы имеем в виду и воздух, которым дышим. Например, по-тибетски, дыхательные практики называются практиками лунг, но в этом случае имеется в виду не только дыхание, но, прежде всего, жизненная сила. Однако жизненная сила всегда связана с дыханием. Управление праной, или жизненной силой, достигается благодаря дыханию, которое является фактором, наиболее близким к понятию "прана". Из трех аспектов нашего существа - тела, речи и ума - речь представляет собой звук, производимый посредством дыхания. Но это еще и жизненная энергия, и мантра. Все эти аспекты взаимосвязаны. Следовательно, лунг также означает жизненную энергию. Почему эта практика называется санглунг! Обычно прана, энергия, дыхание и воздух считаются чем-то тайным - не в том смысле, что их необходимо скрывать, а в том смысле, что их нелегко увидеть. Физическое тело можно увидеть в любой момент, это то, благодаря чему люди узнают друг друга, но речь и ум увидеть нельзя, поэтому в сравнении с телом, их называют тайными, поскольку их природа скрыта. Функция энергии элементов тоже является скрытой. Говорят, что материальное тело создано из элементов, но его жизненная функция, то что делает его живым, невидима. Поэтому энергия в целом может быть названа скрытой, тайной. Но если взять термин санглунг, то здесь слово "тайный" относится к способу выполнения дыхания. Благодаря этому методу энергия скрыто удерживается в центральном канале. Что означает удержание или замыкание <энергии> в центральном канале? Как уже было сказано, если мы рассеянно дышим через солнечный и лунный каналы, то это путь к перерождению. Но это еще и путь к продолжению жизни: ведь если мы перестанем дышать, жизнь прервется. Когда мы рассеянны, то совершаем всевозможные действия, порождающие так называемую карму, - поэтому обычное дыхание называется кармическим. Когда живое существо появляется на свет, оно рождается со своим особым качеством, которое является следствием кармы. Если я родился тибетцем, значит, для этого есть своя причина. Если я существо другого вида, причина несомненно порождена кармой, и эта причина связана с праной, с дыханием. То, как мы дышим сегодня, может стать причиной для будущего - вот почему дыхание называется кармическим. Но если мы больше не хотим оставаться рассеянными, а хотим владеть собой, своим умом, то нужно прежде всего управлять своим кармическим дыханием. В тантризме главный метод называется "замыкание, удержание в центральном канале". Согласно тантрийскому Учению, центральный канал символизирует единство солнечной и лунной энергий. Центральный канал - это средство для того, чтобы не оставаться в этих двух ограниченных аспектах, но оказаться в состоянии объединения, или, если мы обладаем большим знанием, оказаться в недвойственном состоянии присутствия за пределами двойственных представлений. Вдыхая, мы замыкаем два вида кармического дыхания в центральном канале. Человек, реализовавший эту практику, больше не зависит от кармического дыхания. По-тибетски это называется санглунг умар чингпэй таб (gsang rlung dbu mar chings pa’i thabs), или управление дыханием в центральном канале <букв. связывание тайной праны в срединном канале>. В этой практике есть три основных момента, связанных с телом, речью и умом, - если мы не будем одновременно работать с этими тремя аспектами своего существа, практика тоже не будет работать. Работая же с этими тремя аспектами одновременно, мы всегда получим результат. Прежде всего, существует аспект тела, то есть поза, способствующая управлению энергией. В сущности, энергия очень зависит от положения тела: когда я лежу или держу спину прямо, состояние праны бывает разным. Поэтому в йоге есть много поз и движений, и больше всего их в Янтре, которая сама означает движение. Используя движения и позы, мы можем управлять энергией. Под позой мы имеем в виду прежде всего позу лотоса, в которой можно долго оставаться с прямой спиной. Но если кто-то не умеет выполнять позу лотоса, не стоит беспокоиться - просто нужно понимать, в чем ее польза. Если держать спину прямой, бывает легче управлять энергией. Практиковать можно также стоя или сидя на стуле - главное держать спину прямой. Вообще лучше держать спину прямой даже в тех случаях, когда мы не практикуем. Тот, кто привык практиковать йогу, держит спину прямой даже когда работает, потому что так ему легче управлять своей энергией. Ладони кладем на талию - большие пальцы направлены вперед, остальные - назад, чтобы хорошо открыть грудную клетку. Спина всегда должна быть прямой. В Янтре это называется позой Хумкары. Хумкара был одним из учителей Падмасамбхавы и великим практиком тантры Янгдаг-херуки (Yang dag he ruka), которая очень широко распространена в школе нингмапа. Но Хумкара также передавал тантру пути преображения под названием Нондзог Гелпо, которую практикуют в Лонгдэ Дзогчена. Пам Мипам Гонпо (Spam mi pham mgon po), который стал одним из самых видных учителей Лонгдэ, всю жизнь практиковал тантрийские методы, но не смог достичь реализации: ему все еще чего-то недоставало. Ему было уже много лет, когда он встретил Учителя Вайрочану (автора текста - источника данной разновидности Янтра-йоги), и, зная, что Вайрочана - великий учитель Дзогчена, он попросил его о сущностном Учении для достижения реализации. Вайрочана преподал ему самую суть, основное содержание учения Лонгдэ, то есть четыре да (brda). Да означает "знак" или "символ". Четыре да определяют то, как нужно сидеть и смотреть, дабы контролировать энергию и получить нужное переживание. Четыре да - это символы ясности, пустоты, ощущения и единства всех трех, но не столько в смысле их объединения, сколько в том смысле, что одновременно используя эти методы, можно получить переживание. Итак, Вайрочана объяснил простыми словами, как применять метод четырех да. Пам Мипам Гонпо был так стар, что не мог долго сохранять позу, поэтому Вайрочана дал ему трость, на которой записал это краткое Учение. Некоторое время Пам Мипам Гонпо практиковал, используя эту трость, после чего обрел реализацию и стал очень известным Учителем. Когда он встретил Вайрочану, ему было около восьмидесяти лет, и говорят, что он прожил двести лет и реализовал Тело Света, практикуя метод Нондзог Гелпо, который передал ему Вайрочана. Этот метод, включая визуализацию, практику праны и т.д., является источником Янтра-йоги и исходит главным образом от Учителя Хумкары. Для выполнения этой практики мы принимаем позу Хумкары или садимся в позу лотоса с прямой спиной, грудная клетка открыта, ладони на бедрах. Если вы не умеете сидеть в позе лотоса, можно использовать любую другую позу, которая позволяет вам держать спину прямой, а грудную клетку раскрытой. Второй аспект этой практики, который касается ума, - это сосредоточение. Мы представляем себе, что измерение нашего тела - чистое, ясное и прозрачное. По-тибетски это называется ранг лу таг сэл ку (rang lus dag gsal sku). Ранг лу означает "тело", таг означает "чистый", сэл - "ясный" и ку - "измерение". Когда мы делаем практику, связанную с преображением, нам не нужно визуализировать себя таким образом, потому что мы уже преобразились. Например, выполняя практику, связанную с Ваджрайогини, мы сами проявляемся в образе Ваджрайогини, а выполняя практику херуки Калачакры, мы уже приняли образ этого божества. Это значит, что мы используем путь преображения. Если же мы не практикуем какой-то конкретный метод преображения, следует использовать принцип чистого измерения, нанг тонг ни йермэдпэй у (snang stong gnyis dbyer med pa’i dbus). Нанг означает "проявление", тонг означает, что наше измерение проявляется как чистое, ясное и невещественное, нематериальное. Это подразумевает, что видимость проявляется, но ее сущность - пустота. Йермэд означает, что пустота неотделима от видимого, проявленного. Пример нанг тонг- отражение луны в воде. Мы можем увидеть в воде луну, но в действительности луны там нет. Это тот же принцип, что и отражение в зеркале. Следовательно, так мы понимаем, что наше измерение проявляется, но его сущность нематериальна. В центре этого измерения находится центральный канал, который обладает шестью признаками. Эти шесть признаков - средство дня понимания его качеств: например, мы говорим, что он нематериальный, открытый наверху и закрытый внизу, прямой, светящийся изнутри и прозрачный и т.д. Центральный канал, который заканчивается на четыре пальца ниже пупка, связан с пупочной чакрой, которая олицетворяет главную основу энергии, - по-тибетски она называется тэва, что означает "центр". Посередине центрального канала, на уровне пупка, мы визуализируем синий ХУМ. Слог ХУМ символизирует состояние, природу ума, синий цвет олицетворяет глубину этого состояния, которое является не реальным и не конкретным, но глубоким, как спокойное, темно-синее вечернее небо. Почему? Потому что оно - бездна. В действительности небо не обладает цветом, так же и цвет ХУМа невозможно определить, но синий цвет символизирует глубину природы ума. В центре пупочной чакры мы представляем ясный светящийся синий ХУМ, а затем визуализируем, что ума, центральный канал, постепенно начинает расширяться и увеличиваться, пока не достигнет размера нашего материального тела. Потом он медленно уменьшается, пока не станет тоньше волоса. Когда он увеличивается до размера тела, пупочная чакра и ХУМ тоже увеличиваются. Мы выполняем это мысленное упражнение много раз, сосредоточивая всю свою энергию. Когда эта визуализация станет устойчивой, ее следует объединить с дыханием. Сначала мы вдыхаем, затем, выполняя визуализацию, задерживаем дыхание - когда мы проделаем это достаточное число раз, на задержке дыхания канал и ХУМ достигают наибольшего размера. Затем, во время выдоха, они уменьшаются. Выполняя эту практику, не следует форсировать задержку дыхания. Кто-то может подумать: "Какая интересная практика, она мне нравится", и задерживать дыхание до состояния удушья, тем самым создавая препятствия для развития практики. Никогда не нужно себя насиловать: способности следует развивать постепенно. Когда центральный канал и ХУМ достигнут размеров тела, можно развить визуализацию еще дальше, увеличивая их до размеров комнаты, в которой мы находимся, затем - города, страны, континента и всей планеты. Постепенно мы развиваем эту визуализацию, пока она не станет такой же огромной, как наше представление обо всей вселенной. В тексте есть важный раздел о карме. У всех нас есть кармические следы: наше человеческое кармическое видение и все нечистое видение есть порождение кармы. При использовании этого метода все зрительные образы и кармические следы очищаются в их собственное состояние. Поэтому такая визуализация - не только способ практики, в котором <центральный канал> напоминает воздушный шар, который раздувается и опадает: благодаря ей автоматически происходит очищение. Кроме того, это еще и важный метод, помогающий объединить все в энергии праны. Живя в двойственном состоянии, мы полагаем, что прана человека и внешний мир - это две отдельные вещи, даже если умом понимаем, что в их основе лежит единый принцип. И только реализовав это понимание, мы обретаем способность по-настоящему осуществлять единство. Говорят, что реализовавшие учение Тантры, могут взглядом перемещать предметы, - это не чудо, а реальная способность, которая проявляется, когда человек обладает умением объединять прану с другими видами энергии. Поэтому для достижения единства важно делать эту визуализацию. Затем мы снова делаем визуализацию, расширяя и сужая центральный канал и ХУМ, и, когда они снова становятся тонкими, сохраняем присутствие слога ХУМ. Это также называется тронду (‘phro ‘dus), что означает распространение и поглощение. Далее, существует аспект речи и метод дыхания. В этой практике мы вдыхаем через два боковых канала, которые можно визуализировать по-разному. Иногда правый и левый каналы обвивают друг друга и соединяются в основании центрального канала, иногда их визуализируют прямыми. В некоторых практиках, связанных с ощущением, боковые каналы соединяются в каждой чакре. Все эти системы правильны, потому что каналы не являются физическими элементами, а символизируют движение энергии, энергия же циркулирует в соответствии с тем, как мы ее визуализируем. Визуализация правого и левого каналов зависит от того, какую практику мы выполняем. Если мы, как в этой практике, объединяем энергию боковых каналов в пупочной чакре, то нужно вдыхать и удерживать воздух. В этом случае два канала, через которые входит воздух, визуализируются прямыми и не соединяются в каждой чакре, потому что мы не работаем с чакрами. Узнав, что существуют разные методы, не следует приходить в замешательство: нужно понимать, что разные методы связаны с разными целями. Дыхание кармической праной, то есть воздухом, который мы вбираем через ноздри, должно быть медленным и долгим. Вначале мы медленно вдыхаем, затем задерживаем дыхание. Вообще, прежде чем делать любую задержку, лучше глубоко выдохнуть два или три раза - чтобы сделать глубокий вдох, очень важно несколько раз полностью выдохнуть. Не сделав полный выдох, невозможно глубоко вдохнуть. Закончив вдох, мы слегка выталкиваем воздух вниз и делаем задержку. Это называется килчунг (skyil chung): кил означает "задержка", чунг - "малая". Затем мы сильно подпираем бока руками, чтобы держать спину прямой и вытянутой. Выполняя задержку, важно держать спину хорошо вытянутой: ни живот, ни бока никогда не должны быть расслаблены, а толкая воздух вниз, нужно делать это с силой, не расслабляя тело. Затем мы сосредоточиваемся на слоге ХУМ: необходимо никогда не забывать о нем и не отвлекаться, как будто ХУМ - это магнит, который притягивает все железные предметы, которые его окружают. Сделав вдох, выталкивание и небольшую задержку, мы сосредоточиваем внимание на ХУМе, и подтягиваем воздух к нему. В Янтре этот этап называется дрэн (‘dren), что означает "тянуть". Мы подтягиваем живот к спине и силой ХУМа притягиваем воздух к пупку. В конце мы тихо, с вибрирующим звуком, произносим ХУМ через нос и рот, которые расслаблены. Если мы умеем это делать правильно, звук ХУМ будет выходить через рот и ноздри. Звук ХУМ должен вибрировать, а мы не должны забывать о визуализации. Благодаря практике расширения и сужения центрального канала и последующего объединения со звуком ХУМ можно очистить все свои кармические следы, кармическое дыхание и т.д. Все очищается в ХУМ. Это очень важная практика. В тантризме, особенно в Ану-йоге, системе непостепенного преображения, есть множество визуализации мандал и божеств с целью очищения и преображения, причем в процессе преображения часто проявляются сотни различных деталей, каждая из которых объясняется отдельно. Но иногда вся эта визуализация заключается просто в визуализации слога ХУМ, и с этим присутствием все объединяется в звуке и образе ХУМ. В Ану-йоге есть много практик, называемых дэшег хум друб (bde gshes hum sgrub), где дэшег означает "татхагаты, реализованные существа и их проявления", а хум друб означает "достижение с помощью ХУМа". Когда используется метод дэшег хум друб, нет ни мандал, ни божеств для визуализации - мы визуализируем только ХУМ и, произнося его, объединяем все свое существование с ХУМом, с образом и звуком ХУМ. И здесь, в этой практике, - то же самое: три аспекта нашего существа, тело, речь и ум, объединяются в состоянии, символом которого является слог ХУМ. В конце можно сделать обычные вдох и выдох, а потом мы снова вдыхаем, делаем задержку и выдыхаем, объединяя дыхание с визуализацией тронду. Так можно достичь конечной реализации очищения кармического дыхания в центральном канале. Как следствие кармического дыхания возникает иллюзорное кармическое видение, но благодаря этому методу иллюзорное видение автоматически проявляется как мудрость. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2005-2013
© Copyright darklight