Приложение 4. Восемнадцать коренных падений бодхисаттвы и сорок шесть дополнительных проступков
Восемнадцать коренных падений
Хвалить себя или принижать других, уповая на подарки и почести [1].
По скупости не оказать материальной помощи страдающему и беззащитному или отказаться учить его Дхарме.
Не принять от своего обидчика искреннего извинения, затаить на него злобу.
Отказаться от Великой Колесницы, [говоря, что тексты Махаяны не являются Словом Будды,] или проповедовать всего лишь подобие Дхармы.
Присвоить имущество Трех Драгоценностей.
Отказаться от священной Дхармы, [говоря, что священные тексты Трех Колесниц не являются Словом Будды].
[Разгневавшись,] отнять у монаха одежду [, избить его, лишить свободы или заставить отказаться от монашества, (даже если он заслуживает этого: например, безнравственен)].
Совершить [какое-нибудь из пяти] преступлений неотложного возмездия:
- убийство отца;
- убийство матери;
- убийство архата;
- внесение раскола в сангху;
- умышленное ранение Будды.
Придерживаться ложных взглядов, [противоречащих Учению Будды, - таких, как отрицание Трех Драгоценностей, закона причины-следствия и т.п.].
Разрушить [огнем, загрязнением или черной магией город] или другое населенное место.
Учить о пустоте неготовых к ее пониманию.
Отговаривать [других] от вступления в Махаяну, [т.е. от стремления к Пробуждению ради других и подбадривать их стремиться лишь к собственному Освобождению].
[Побуждать других полностью] отказаться от своих обетов Индивидуального освобождения (Пратимокши) [и стать Махаянистами].
Принижать колесницу шравак: [самому верить и других убеждать, что хинаянисты не избавляются от привязанности и прочих клеш].
Лгать о своих сверхмирских достижениях, [о прямом постижении пустоты и прочих].
Брать подарки, которые были предназначены Трем Драгоценностям.
Передать подношения, предназначенные созерцателям, всего лишь чтецам текстов или учредить плохие правила дисциплины [вносящие в духовную общину дисгармонию].
Отказаться от Вдохновенной [и Практической] бодхичитты.
Для того чтобы коренное падение (кроме 9-го и 18-го, которые достаточны сами по себе) полностью совершилось, требуются четыре связующих фактора:
Не признавать свой поступок скверным или, признав его нарушением обета, не обращать на это внимания.
Сохранять намерение повторить проступок.
Испытывать от него радость.
Не ощущать стыда или сожаления из-за содеянного.
Сорок шесть дополнительных проступков
Проступки, препятствующие парамитам даяния и нравственности:
· Не совершать [каждый день] подношений Трем Драгоценностям [телом, речью и умом].
· Лелеять корыстные помыслы [об обретениях и почестях].
· Не уважать старших, [принявших обет Бодхисаттвы раньше тебя].
· Не отвечать на [искренние] вопросы, [на которые способен ответить].
· Не принять приглашений в гости [из-за гнева, гордыни или других отрицательных эмоций].
· Не принять денег, золота и прочих дорогостоящих подарков.
· Отказаться преподать Дхарму желающим.
Проступки, препятствующие нравственности соблюдения дисциплины:
Отвергнуть злодеев и нарушивших нравственные обеты.
Не соблюдать общих нравственных норм, укрепляющих в других веру.
Ограничивать свои действия на благо живых существ: [строго соблюдать правила Винаи в таких ситуациях, когда их несоблюдение больше помогло бы другим].
Из-за нехватки сострадания отказаться совершить, [чтобы помочь другим,] неблагие действия тела и речи, [когда обстоятельства требуют этого].
Охотно принять в подарок вещи, полученные пятью недостойными [способами: лицемерием, намеками, лестью, принуждением или взяточничеством].
Часто отвлекаться и сильно привязаться к веселью и подобному [или побуждать других к развлечениям без всякой полезной цели].
[Верить и провозглашать, что последователи Махаяны должны] остаться в сансаре и не пытаться освободиться от клеш.
Не отказываться от [поступков, способствующих распространению] дурной славы.
Не пресекать [свои проступки] или проступки других, когда это полезно.
Проступки, препятствующие парамите терпения:
· Отходить от четырех дхарм подвижника: [ответить на оскорбление, гнев, обиду или избиение тем же].
· Пренебречь разгневанными на тебя, [не стараться успокоить их гнев].
· Отказаться выслушать извинения других.
· Дать волю гневным мыслям.
Проступки, препятствующие парамите усердия:
· Собирать круг друзей или учеников, [желая почестей и подношений].
· Не устранять три вида лени и подобного.
· Привязываться к пустым речам и шуткам.
Проступки, препятствующие парамите медитации:
· Не искать средств развития сосредоточения (самадхи), [таких, как хорошие наставления, условия и т.п.].
· Не избавляться от пяти скверн — препятствий медитативному сосредоточению: 1) возбужденности, сожаления, 2) злонамеренности, 3) вялости, сонливости, 4) жажды удовольствий и 5) сомнений.
· Видеть во “вкусе” медитации достоинство [и привязываться к нему].
Проступки, препятствующие парамите мудрости:
· Отказаться от [писаний или путей] Хинаяны [как от якобы ненужных для последователя Махаяны].
· Прилагать усилие к другой системе практики, пренебрегая [своей, Махаяной].
· Без необходимости усердствовать в изучении небуддийских трактатов.
· Увлечься небуддийскими трактатами, изучаемыми по необходимости.
· Отказаться от какой-либо части Махаяны.
· Хвалить себя или принижать других из гордости и т.п.
· Не ходить на духовные собрания.
· Пренебрегать Учителем или духом учений, [полагаться лишь на слова учения].
Проступки, препятствующие нравственности - помощи другим:
· Не помочь нуждающимся в помощи.
· Не заботиться о больных.
· Не облегчить страданий других.
· Не указывать неблагоразумным правильных поступков.
· Не помочь тому, кто помог тебе.
· Не утешить горюющего.
· Не оказать материальной помощи нуждающемуся.
· Не помогать окружающим: [ученикам, друзьям и близким].
· Не делать так, как хотят другие, [когда это не вредит ни тебе самому, ни другим].
· Не хвалить обладающих достоинствами.
· Не пресекать решительно (применяя насилие в случае необходимости) кем-нибудь творимое зло.
· Не проявить имеющихся магических сил [ради прекращения злодеяний других].