Такая разная Тантра :) |
||||
|
БИБЛИОТЕКА
Предисловие к русскому изданиюПредлагаемая вниманию читателя книга содержит два произведения, объединенных общей темой - тантрической йогой, использующей процесс дыхания в оккультных, оздоровительных и духовных целях. Первое из них - современная книга "Секретная сила тантрического дыхания", написанная Свами Шиваприянандой, второе - важное шиваитское писание "Шива-свародая". "Шива-свародая" - древний трактат, почитающийся как откровение Бога Шивы. Его происхождение связано с шиваитской традицией йогов-ндтхов. Из недр этой школы в разное время появились и другие весьма известные первоисточники индийской тантрической йоги: "Хатха-йога-прадипика", "Гхеранда-самхита", "Горакша-шатака", "Шива-самхита" и многие другие. Наряду с "Йога-сутрами" Патанджали некоторые из них уже переведены на русский язык. Учителя и последователи шиваитской йоги и тантры учат о божественном происхождении этой системы, считают ее неотъемлемой частью древней религии Шивы. В "Шива-пуране" от лица самого Шивы говорится: "Джняна (духовное знание), крия (ритуальная практика), чаръя (этика и образ жизни), а также йога - вот четыре неразрывных основы моей вечной религии". Но тантра и йога - не только неотъемлемая практическая часть религии Индии. Их практики выходят далеко за рамки сугубо религиозных и мистических методов, ибо несут в себе также немало рационального и научного. Это позволяет даже далеким от какой бы то ни было религии людям успешно применять многое из этих знаний и практик в целях самопознания, оздоровления, гармонизации энергообмена с окружающей средой и т.п. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нередко даже совершенно секулярные люди охотно практикуют хатха-йогу, выполняют техники пранаямы и свародаи, придерживаются йогической диеты или осваивают сексуальные практики тантры. Впервые опубликованная в 1998 году на русском языке "Шива-свародая" (под названием "Наука о дыхании") была переведена с английского перевода Рам Прасада, изданного в конце XIX столетия. Рам Прасад не только перевел это важное писание натхов на английский язык, но также в своих обширных вводных эссе и комментариях к тексту постарался объяснить оккультные секреты тантрической йоги дыхания в терминах современной ему науки и теософии. Во многом книга Рам Прасада не утратила своей актуальности и сегодня, но в чем-то, безусловно, устарела. В предисловии к изданию своей книги на английском языке в 1889 году Рам Прасад писал: "Несомненно, что книга проливает много света на научные знания древних ариев Индии и не оставит никакого сомнения для беспристрастного ума, что религия древней Индии имеет научную основу. Это так, главным образом по той причине, что я описал мои иллюстрации закона таттв с помощью Упанишад. В книге есть много такого, что может быть подтверждено только долгим и тщательным экспериментом. Те, кто посвятили себя поискам истины без предубеждения и без сомнения, будут готовы ждать во имя своего развития любого мнения о таких частях книги. Остальным же бесполезно думать об этом. Начинающим я должен сказать еще одно. По моему собственному опыту я могу сказать им, что чем больше изучаешь книгу, тем, несомненно, больше мудрости находишь в ней, и позвольте мне надеяться, что вскоре у меня появится много коллег, которые вместе со мной будут пытаться наилучшим образом объяснить и проиллюстрировать книгу еще лучше и основательнее". В данном издании публикуется новый перевод "Шива-свародаи", осуществленный непосредственно с санскритского оригинала по индийскому изданию Рам Кумар Рая, изданному в 1997 г. в Варанаси (Бенаресе) в серии "Тантра-грантха-мала" ("Гирлянда писаний тантры") издательством Прачья Пракашан. Это санскритское издание во многом существенно отличается от версии "Шива-свародаи", использованной Рам Прасадом, как по содержанию отдельных стихов, так и по их последовательности в тексте и по их общему количеству. В бенаресском издании "Шива-свародаи" 395 стихов, в то время как в версии Рам Прасада только 335. К тому же в переводе Рам Прасада некоторые стихи оказались опущенными и непереведенными, либо их перевод явно воспринимается как достаточно вольный и во многом расходится с традицией, либо содержит ошибки. Не отрицая ценности перевода Рам Прасада и не игнорируя его полностью, мы предприняли попытку осуществить совершенно новый полный перевод "Шива-свародаи" непосредственно с санскритского оригинала, одновременно ознакомившись с несколькими современными английскими переводами этого трактата, а также комментариями к нему. В предлагаемом нами новом переводе переведены все стихи санскритского оригинала. Их последовательность и нумерация полностью соответствуют бенаресскому изданию 1997-года. В тех местах, которые допускают двоякий смысл и, следовательно, различный перевод, переводчик старался следовать устным и письменным комментариям авторитетных индийских учителей тантрической йоги (прежде всего сведущих именно в традиции натхов) и отразить их трактовку труднопонимаемых мест "Шива-свародаи". Таким образом, мы предлагаем читателю совершенно новый, полный и более точный русский перевод "Шива-свародаи". По этой причине мы не стали переиздавать перевод и комментарии Рам Прасада, за исключением отдельных цитат. Желающие могут ознакомиться с ними по изданию "Секретов тантрического дыхания" (Секреты тантрического дыхания. Сборник. - М.:"Тантра-сангха" - "Пангея", 1998). Книгу же Свами Шиваприянанды мы переиздаем заново, внеся в ее второе издание некоторые исправления замеченных ошибок, опечаток и неточностей в переводе. Свами Шиваприянанда, автор "Секретной силы тантрического дыхания", - современный индийский гуру, рассказывающий о секретах йогического метода свародаи. Поскольку книга Свами Шиваприянанды представляет собой популярное изложение метода свародаи и связанных с ним йогических практик и их разъяснений доходчивым и понятным современному читателю языком, мы помещаем ее в начале данного издания. Так она послужит своеобразным введением, облегчающим знакомство непосредственно с "Шива-свародаей". Санскритские термины и имена собственные, встречающиеся в тексте всей книги, разъяснены в глоссарии. Оба произведения прекрасно дополняют друг друга, знакомя читателя с тантрической наукой дыхания. Мы уверены, что для многих соотечественников, интересующихся теоретическими и практическими аспектами дыхательных практик тантрической йоги, эта книга окажется неожиданным и приятным подарком. Интерес западного и отечественного читателя к тантре, йоге и восточной духовности в целом огромен. Вплоть до недавнего времени многие отечественные любители йоги возможно даже и не подозревали о существовании такой практики, как свародая. Тем более, вплоть до недавнего времени никто в нашей стране практическому методу свародаи никого не обучал, в то время как в йогической и медитационной практике многих тантрических школ Индии практический метод свародаи (равно как и другие эзотерические дыхательные практики) издревле занимает важное место. Эта книга знакомит с основными идеями и подходами метода свародаи и служит прекрасным введением в восхитительный мир тантрических практик - того богатого наследия, что оставили после себя целые поколения тантрических йогинов и учителей, достигших вершин йогического совершенства. Возможно, что кто-то из читателей этой книги проявит непосредственный интерес к более углубленному знакомству с тантрической традицией во всех многообразных ее проявлениях и, прежде всего, к практическому овладению навыками метода свародаи и других техник, связанных с дыханием. Дыхание - наиболее характерное проявление жизни. Именно через живительную энергию праны Единая Жизнь пульсирует во всем существующем, показывая, что Жизнь неуничтожима, вечна и божественна, что смерти в действительности нет, что каждый из нас един с Целым всегда и потому может и должен реализовать свою неуничтожимую божественную сущность. К такому знанию пришли ведические провицы-риши, составители Упанишад и Тантр, другие великие Учителя прошлого, и это же время от времени подтверждают на собственном опыте просветленные мастера-йогины настоящего. Пусть каждый, кто ознакомится с наукой дыхания и попробует применить ее методы на практике, сделает свою жизнь более чистой, радостной и духовной! Эта удивительная Наука Жизни дарована, как учат тантрические учителя и йогины, самим Богом Шивой, Отцом всех существ, высшим Учителем тантры и йоги. Каждый да примет этот божественный дар с искренней благодарностью и любовью!
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2005-2013
© Copyright darklight