Такая разная тантра :)
Такая разная Тантра :)


Размещение рекламы на сайте
Написать письмо
Главная
 
 
Подпишись на новости сайта
 


Ошо "Тантра. Высшее понимание"
ПОДРОБНОСТИ

БИБЛИОТЕКА

Книги по тантризму >>    

Янтра-йога

IX. Дыхание джамлунг и функция чакр

Обычно дыхание может быть прямым или непрямым: непрямое дыхание, которое производит слабый шум, по-тибетски называется дзублунг (rdzub rlung), или "немягкое". Прямое дыхание, медленное и нефорсированное, называется джамлунг (‘jam rlung) <букв. мягкое>.

В Янтра-йоге есть практика дыхания джамлунг с задержкой, которая обладает семью качествами и является одной из самых важных дыхательных практик для управления энергией. Согласно объяснениям, данным Учителем Вайрочаной, эту практику делают так: прежде всего, тело должно быть по возможности в позе лотоса, с прямой спиной. Нужно понимать, почему используется поза лотоса: главная цель этой позы - держать спину прямой. Но это не значит, что мы не можем достичь той же цели, используя другую позу. Спину можно держать прямой, даже сидя на стуле или стоя. Другая причина для того, чтобы использовать позу лотоса - устойчивость, которую дает эта поза: когда мы занимаемся медитацией или делаем практику с закрытой задержкой, или кумбхакой, необходимо долгое время держать спину прямо.

В жизнеописании Будды Шакьямуни сказано, что Будда шесть лет без сна пребывал в медитации, сидя под деревом, на камне и подстилке из травы. Этот пример помогает нам понять необходимость устойчивой позы. Полезно упражняться сидеть в позе лотоса, потому что при этом вы непроизвольно держите спину прямой. Почему важно, чтобы спина была прямой? Потому что спина символизирует центральный столб энергии. Если энергия нарушена, очень трудно обрести уравновешенное состояние ума. Поэтому и для практики визуализации, и для того, чтобы оказаться в состоянии созерцания, необходимо держать спину прямой.

Дальше в этой практике мы обращаем внимание на кисти рук - они сложены в ваджрный кулак, при этом большой палец находится внутри кулака, у основания безымянного пальца. Это помогает держать ум под контролем, а умея контролировать ум, мы можем управлять энергией, потому что ум и энергия взаимозависимы. Есть разные способы держать ум под контролем - например, на некоторых изображениях Будды кисти рук у него сложены в так называемой мудре медитации, которая позволяет контролировать энергетические каналы и легко достигать состояния покоя.

В Янтре мы всегда используем ваджрные кулаки: помещая большие пальцы у основания безымянных, мы контролируем все каналы, и нам становится легче обрести состояние покоя. В этой практике мы помещаем кулаки в паховую область, где проходят два канала, связанные с энергией ощущения. Управление этими каналами к тому же является средством достичь состояния покоя. Если мы взволнованы, то контролируя эти каналы, можем легче достичь состояния покоя, которое по-тибетски называется митогпа (mi rtog pa), - состояние, в котором мысли нас не отвлекают. Но есть и совсем другой аспект, связанный с ощущением удовольствия, дэва (bde ba). Принимая эту позу, мы можем оказаться в состоянии покоя, свободном от смятения, в котором можно глубоко прочувствовать ощущение удовольствия. Таким образом, если держать кулаки у паха, это помогает управлять энергией.

Многие думают, что эта поза полезна только для того, чтобы держать спину прямой, но самый важный ее аспект - возможность управлять энергией. В тексте говорится, что следует пользоваться поясом для медитации, - им охватывают спину и колени, а потом затягивают. Пояс очень полезен, чтобы сохранять устойчивую позу, не прилагая особых усилий. Нужно постоянно помнить о спине и плечах: спина должна быть совершенно прямой, а плечи развернутыми.

До сих пор мы говорили о позе, которая связана с аспектом материального тела. Но есть еще визуализация, то есть аспект, связанный с умом, и, наконец, дыхание - аспект, связанный с речью. Выполняя эту практику, следует согласовывать все три аспекта: тело, речь и ум.

Что касается визуализации, то прежде всего нужно представлять три канала и чакры. Чакры - это диски, находящиеся в главных точках каналов. Обычно можно визуализировать четыре, пять или шесть чакр - неважно, сколько их, главное использовать те, которые необходимы для практики, которую мы хотим выполнить. Если мы хотим выполнять визуализацию для управления жизненной энергией, достаточно визуализировать четыре чакры. Если цель нашей практики - развитие внутреннего тепла, лучше использовать пять. Если мы работаем главным образом на уровне ощущений, идеальный способ - визуализировать шесть чакр. Все зависит от цели практики.

Визуализируя четыре чакры, мы представляем их в пупке, сердце, горле и голове. Работая с внутренним теплом, мы используем еще и пятую чакру, расположенную на четыре пальца ниже пупка, в месте, где объединяются три канала. Эта чакра - одна из самых важных для практики тепла. Выполняя практику для развития ощущений, мы используем еще и шестую чакру, которая находится в основании туловища - в этом случае центральный канал, называемый кундарма (kun ‘dar ma), продолжается до основания туловища.

В тантризме есть много методов и систем, которые изменяются в зависимости от цели практики, не противореча друг другу. Главная цель Янтры - упорядочение энергии, праны. В этом случае достаточно представлять себе четыре чакры: в пупке, сердце, горле и голове. На пути преображения очень важно также правильно представлять себе число, положение и цвет ответвлений каждой чакры. В Янтре же достаточно иметь представление о чакрах и необязательно усложнять себе работу, потому что чакры - это не только то, что мы представляем. Они являются местами, где возникает энергия, где можно сосредоточивать все виды энергии. Если мы хотим контролировать какую-то разновидность энергии, то следует знать, где ее нужно сосредоточить, - только так можно ее упорядочить. Визуализации всегда выполняют в конкретных местах, потому что прана, жизненная энергия, собирается там, где мы делаем визуализацию.

Существует тантра под названием Махамайя: маха означает "большой", "абсолютный", майя означает "иллюзия", следовательно, это есть знание абсолютной иллюзии. В этой тантре один из главных методов - практика сновидений, которой посвящено очень интересное объяснение. Например, когда человек засыпает и начинает видеть сны, у него прежде всего может возникнуть сновидение, связанное с кармическими следами, то есть с чем-то таким, что он совершил в жизни. Это может быть след из отдаленного или более близкого прошлого, например, человек, которого вы встретили на днях, или недавняя проблема. Ведь если человек обеспокоен, эта тревога немедленно отражается в его снах. Такая разновидность сновидений называется снами кармических следов.

Существует и другой вид сновидений, который связан с ситуацией момента, с тем, как в этот момент возникает или проявляется жизненная энергия. Если человек ложится спать в девять или десять часов вечера, то после полуночи у него могут возникать подобные сновидения. У тех же, кто не ложится спать до полуночи, сны такого типа будут возникать позже. В тантре Махамайя объясняется, что эта разновидность сновидений вызывается жизненной праной, связанной с определенными точками физического тела.

Обычный человек, который не занимается практикой, перед сном думает о многих вещах и проблемах, и, когда он, наконец, засыпает, то видит сны, связанные с этими тревогами. Это сновидения кармических следов. Но затем у него могут возникнуть сновидения, связанные с аспектом праны, потому что если, засыпая, он думает о чем-то, эта мысль имеет отношение к его жизни.

В тантризме объясняется, что наше материальное тело - совершенный символ всей вселенной. Если, например, я думаю о реке, в моем теле будет символ реки, если я думаю о горе, дереве, или даже о чем-то неконкретном, < в теле> всегда будет соответствие. Это соответствие становится основным моментом, потому что даже если я не делаю намеренного сосредоточения <на нем>, проявится тот же самый результат.

Например, если я, засыпая, думаю о тигре, в моем теле будет точка, соответствующая этому тигру, - в этом случае прана непроизвольно будет циркулировать в этой точке и затем этот относительный аспект может проявиться в моем сне. Такова вторая разновидность сновидений. Это объяснение из Махамайи кажется мне очень интересным.

В учении Дзогчен также говорится о сновидениях, связанных с переживаниями практикующего. Если мы осознаем сновидения, то можем обнаружить много аспектов

своих переживаний. Но если даже мы их не осознаем в снах могут отражаться некоторые аспекты нашей практики и знания. Иногда это случается даже с теми, кто не практикует. Почему? Потому что каждому человеку присущи качества энергии и чистоты, благодаря чему у него могут возникать сны ясности. Иногда мы видим интересный сон, но не знаем, как его объяснить, потому что у нас нет ни тревог, ни фантазий, которые имели бы к нему отношение. Такие сновидения называются снами ясности.

Сосредоточивая свою визуализацию в определенных точках тела, таких как чакры, мы несомненно получим очень конкретный результат. В дыхательной практике джамлунг мы визуализируем пять чакр, одну за другой, в виде тиглэ - шаров, цвета которых символизируют элементы. Это способ, позволяющий управлять энергией праны: мы представляем сущности пяти элементов в виде тиглэ разных цветов. Как узнать, какого цвета тиглэ нужно визуализировать в каждой чакре? В исходном тексте об этом не сказано, потому что есть много точек зрения и много методов, и все они зависят от того, как мы работаем, и от нашей цели. Если мы визуализируем воду ниже огня, результат, который мы получим, будет иным, нежели при визуализации огня ниже воды. Методы меняются в соответствии с необходимостью, поэтому важно понимать, как их применять. Это один из главных моментов визуализации.

Затем есть аспект дыхания, который связан с речью или энергией. В этой практике мы делаем прямой вдох без напряжения, иначе это не будет джамлунг, то есть спокойное, мягкое дыхание. Затем нужно уравновесить солнечное и лунное дыхание. Что значит "уравновесить"? Это означает скорректировать силу дыхания. Когда мы дышим, то в правой или левой ноздре дыхание может быть сильнее, а через несколько часов ситуация может быть обратной. Чтобы выполнять эту практику, нужно уравновесить дыхание.

Если, например, дыхание через правую ноздрю сильнее, а через левую - стеснено, нужно принять позу, которая была бы больше открыта с левой стороны. В Лонгдэ, чтобы изменить силу дыхания, мы ложимся. Если поток воздуха в правой ноздре сильнее, мы ложимся на правый бок - тогда через несколько минут поток воздуха в левой ноздре усилится. Для изменения силы воздушного потока существуют разные движения и методы дыхания, которые очень во многом зависят от опыта.

Уравновесив дыхание, мы делаем жил (gzhil): в Янтре жил означает задержку, при которой мы толкаем воздух вниз. Благодаря этому прана боковых каналов, рома (ro ma) и кянгма (rkyang ma), то есть солнечного и лунного каналов, замыкается в центральном канале. Спина должна быть совершенно прямой. В йоге одна из лучших практик долгой жизни - управление энергией солнечного и лунного дыхания или замыкание ее <в центральном канале>. Это также одна из основных практик для усиления энергии.

Направив воздух вниз (жил), не следует расслабляться - нужно сохранять вытянутую позу, особенно на уровне почек. Для этого, толкая воздух вниз, мы все больше вытягиваем тело вверх, напрягая его в области почек. Затем мы делаем кумбхаку, задерживая воздух ниже пупка и не расслабляясь, и выполняем оглунг (‘og rlung), что означает подтягивание снизу вверх (сокращая мышцы сфинктера).

Так мы постепенно практикуем, сочетая дыхание и задержку с визуализацией различных тиглэ, которые символизируют главные элементы, и поочередно объединяя прану в тиглэ, то есть в элементе огня, затем в элементе воздуха и т.д., переходя от одной чакры к другой. В конце практики мы выдыхаем через рот, а не через ноздри; выдох должен быть быстрым и сильным. В заключение мы делаем нечто вроде прыжка, который по-тибетски называют бэб (‘bebs), одновременно работая с центральным каналом, - это значит, что мы должны, не расслабляясь, еще больше напрячь область почек и держать спину прямой. Затем мы делаем дрэн, то есть подтягиваем живот к спине. Обычно это является основным моментом. Выполняя его, мы развиваем дэдрод (bde drod): дэ означает "ощущение", дрод - "тепло". Благодаря теплу развивается ощущение. Затем возникает переживание.

Способ выполнения этой практики более или менее таков, но, как подчеркивается в тексте, делать ее следует под руководством Учителя, который может посоветовать, как выполнять визуализацию и какого цвета должны быть тиглэ в соответствии с методом, которому следуют и в зависимости от состояния конкретного человека. Например, тому, кто страдает болезнью почек или ревматизмом, не следует особо сосредоточиваться на элементе воды и на соответствующей чакре. Поэтому нужно владеть собой, исходя из собственного состояния, и следовать советам Учителя. Но главное для выполнения этой практики - это как следует подготовиться и в совершенстве овладеть дыханием. Кто-то может думать, что он все хорошо понял, но если это не так и человек играет с энергией, праной, кундалини и подобными вещами, у него может возникнуть множество проблем. Если же человек умеет точно выполнять практику, он может получить большую пользу. Быть уверенным в совершенстве своего дыхания означает, что вы не решили это умом, а получили конкретные гарантии.

Чтобы гарантировать правильность дыхания и избежать ошибок, в Янтре есть восемь подготовительных движений, но они не являются допуском на выполнение Янтры, к тому же недостаточно просто научиться их делать. Необходимо как следует практиковать их, чтобы вместе с этими упражнениями возникло совершенное дыхание, после чего можно в совершенстве овладеть другими дыхательными практиками.


Тантра: Йога любви (2 DVD)
Вы узнаете об основах сексуальных техник.
Отправитесь в путешествие по миру Тантры, который позволит вам знать больше

ПОДРОБНОСТИ
 
Маханирвана-тантра

Одно из наиболее значительных произведений "Тантрического кодекса"
Объём: 576 стр.

ПОДРОБНОСТИ

 
Тантра - Традиционная символика

Путь неотантрической йоги (ред.-сост., пер. с англ. Постников В.И.)
Объём: 200 стр.

ПОДРОБНОСТИ

 
Лев Тетерников "Тантра. Дао любви"

Автор дает адекватное описание древней Тантры как доктрины, техник и инструментов расширения сознания

ПОДРОБНОСТИ


Главная | Янтры | Библиотека | Музыка | Ссылки | Форум | Гостевая книга

2005-2013
© Copyright darklight