Такая разная тантра :)
Такая разная Тантра :)


Размещение рекламы на сайте
Написать письмо
Главная
 
 
Подпишись на новости сайта
 


Ошо "Тантра. Высшее понимание"
ПОДРОБНОСТИ

БИБЛИОТЕКА

Книги по тантризму >>    

Димешвар Рам Авадхута "Тантра"

Пуджа - тантрическое богослужение

Тантрическая пуджа или богослужение погружает человека в таинство самосозерцания и общения с Божеством. Тантрическая пуджа отличается от богослужений, проводимых в обычных храмах своим особым эзотеризмом, медитативностью и проникновением в глубины всего сущего.

Пуджа бывает двух основных видов: внутренняя или ментальная (манаса-пуджа) и внешняя (бахья-пуджа). Внутренняя (манаса) пуджа признается как наилучшая. Как утверждают некоторые Тантры, совершение внешних ритуалов бахья-пуджи без мысленной или внутренней манаса-пуджи - бесполезно. Искать Бога где-то во вне, пренебрегая Богом внутри самого себя, - это то же самое, что искать стекло, пренебрегая драгоценным камнем каустубха, лежащим в твоей собственной ладони[1].

Совершение внешних ритуалов является достаточно важным на определенных ступенях практики во многих тантрических традициях. Однако основной акцент в любом случае должен падать на внутреннее созерцание и состояние сознания поклоняющегося. Когда садхака достигает высоких ступеней практики и уже полностью утвердился в медитации с использованием внешних образов и элементов поклонения, он становится способным предаваться чисто внутренней медитации или созерцанию.

На этом уровне уже нет необходимости в каких-либо внешних предметах или действиях, которые ранее служили цели осуществления концентрации сознания и удержания его на объекте медитации.

Шри Рамакришна говорил: "Стрелок учится стрелять, поначалу выбирая своей целью большие и широкие предметы и достигает в этом большой легкости. Эти большие предметы обеспечивают ему ту легкость, с которой он может затем уже стрелять в меньшие метки на мишени. Так, когда сознание уже натренировано на образах, имеющих форму, для него становится легким концентрироваться на том, что не имеет формы".

Во время пуджи, производится приношение Божеству различных предметов (упачара), которые выражают собой как все стихии материальной Природы, так и качества самого поклоняющегося, которые он приносит в жертву Абсолютному. При таком жертвоприношении необходима глубокая внутренняя самоотдача (атма-самарпана).

Для совершения пуджи, поклоняющийся, очистив место сидения со специальной мантрой и движением руки, садится в медитативную позу (падмасана или сиддхасана) с лицом, обращенным на восток или север[2]. Сначала следует совершить поклонение гуру (гуру-вандана), произнеся с соответствующей концентрацией мантры, посвящаемые гуру. Затем произносятся мантры Ганапати (ганапати-вандана) для того, чтобы он ниспослал свое благословение на проведение обряда. Мантры, обращенные к другим Божествам, также могут быть произнесены с той же целью. Затем следуют различные медитативные и охранительные действия, такие как ньяса, или определенные приложения рук к телу, сопровождаемые соответствующими мантрами; бхуташуддхи - очищение элементов или материальных стихий, из которых состоит тело; кавача - защита от каких-либо неблагоприятных воздействий и т. д. Все эти действия имеют своей целью очистить совершаемый обряд, мысленно очистить тело поклоняющегося и помочь ему осознать тот факт, что оно является обителью Божества (дэвалайя), а также охраниться от негативных сил, которые могут помешать совершению ритуала.

Такие действия, совершаемые как простая формальность, не имеют своей силы.

Затем совершается пранайама, или дыхательное упражнение, которое должно привести сознание и тело в подходящее состояние, когда прана или жизненная энергия хорошо распределена по телу. После пранайамы садхака сидит прямо и не двигаясь и, постепенно расслабив мысленно свое тело, сосредотачивает свое внимание в определенном центре (чакре) тела и следит за своим дыханием. Со вдохом и выдохом он мысленно повторяет аджапа-мантру (непроизносимую вслух мантру) согласно тому, как его наставлял учитель. При таком внутреннем повторении, садхака осознает: "я есть То", и, таким образом, постигает свой Дух (Атман) или самого себя, как Высший Абсолют (Параматман).

Далее, садхака представляет себе, что этот Абсолют, то есть он сам как Душа, пребывает в одном из центров тела (чакре) в форме избранного Божества (ишта-дэвата). Садхака является одновременно как Абсолютом (как Высший Дух), так и поклоняющимся Ему (как сознание и чувство "я"). Осознавая себя таким образом, он совершает медитацию (дхьяна) на избранный аспект Божества, пребывающий в определенном чакре тела. Для усиления такой медитации, производится действие, известное как ньяса (см. выше). Во время медитации поклоняющийся (упасака) как бы приглашает Божество, имеющее определенные формы и особенности явиться ему для совершения поклонения. Когда Личное Божество является, садхака созерцает Его в своей чакре и совершает поклонение. Во время поклонения Божеству предлагаются различные предметы, которых может быть 5, 18 или более - в зависимости от обстоятельств. Наиболее традиционным является предложение пяти элементов - панчапачара, которое завершается предложением пищи (найведья). Вот эти элементы (упачара), предлагаемые Божеству, с указанием соответствующих элементов материальной Природы, их биджа-мантрами и качеств поклоняющегося:

Упачара

Стихия или элемент природы

Биджа-мантра

Качество

1. Падья - вода

вода (An)

вам

Снэха или знакомство

2.Ганджа - сандаловый порошок

Земля (Пртхви)

лам

Вишваса - вера

3. Пушпа

Эфир или небесное пространство (Акаша)

хам

Саммана - восхищение

4. Дхупа - благовоние

воздух (вайю)

йям

Бхакти - любовь

5. Дипа - огонь (светильник)

огонь (Тэджас)

рам

Гьяна - знание

6. Найведья - предлагаемая пища

душа (джива)

ом

Тадатмья-бодха - реализация тождественности

Качества или духовные состояния, которые поклоняющийся приносит в жертву Абсолюту - требуют некоторой расшифровки. Так:

1. Снэха - ознакомленность или знакомство - означает "взаимоотношение знакомого" по отношению к Божеству.

2. Вишваса - это вера в то, что поклоняющийся будет защищен Божеством, которому он поклоняется. Это отношение к Божеству как к верному другу.

3. Саммана - это восхищение величием Божества, которое поклоняющийся проявляет во время медитации. Это отношение к Божеству как к глубокоуважаемому Хозяину, или Учителю.

4. Бхакти - это сильная любовь. Поклоняющийся воспринимает Господа (или Богиню) как "своего" ("свою").

5. Рьяна - это знание той истины, что поклоняющийся и объект поклонения являются Одним. Это только лишь знание, но еще не настоящая реализация этого знания.

6. Тадатмьябодха - это реализация тождественности поклоняющегося и объекта поклонения.

Таким образом, предложение вышеперечисленных элементов (упачара) Божеству - это не что иное, как принесение проявленной материальной природы в жертву Абсолюту. Предлагая каждый предмет, садхака поднимает в своем сознании ассоциации со вселенской стихией - воды, земли, огня и т.д., и, таким образом, пуджа принимает характер вселенского жертвоприношения Вечному. Самоотдача поклоняющегося заключается в том, что он полностью предается Высшему, мысленно сжигая в огне жертвоприношения свое тело, чувство, сознание. В результате, если такое жертвоприношение успешно, поклоняющийся непосредственно постигает возврат материальной вселенной в изначальное состояние единства с Абсолютом (т.е. - процесс нивритти[3]), возврат своего собственного тела, сознания и чувств в состояние единства с Абсолютом, состояние недвойственности, "Одного без другого". Состояние такого Единства (самарасйя) - есть высшая цель тантрической практики.

Если производится внутренняя или ментальная манаса-пуджа, то никаких материальных предметов не используется - все элементы визуализируются внутренним созерцанием и предлагаются Божеству, пребывающему в одной из чакр тела. Если же совершается внешнее поклонение (бахья-пуджа), то садхака переносит ишта-дэвата (избранное Божество) из своей чакры в мурти или изображение Божества, находящееся перед ним, и затем предлагает материальные предметы-благовония: ароматизированную воду, сандаловый порошок, огненный светильник, цветы и специально приготовленную пищу. Из этих элементов предложения - первые пять символизируют пракрити, или материальную природу, в то время как последний (шестой) - пища (найведья) - представляет Пара-Пракрити, или Высшую Природу. Это - Амрита или нектар бессмертия.

При совершении внешнего поклонения (бахья-пуджа) количество предлагаемых элементов (упачара) может быть увеличено и равняться 10,16,18 или 64. Однако все эти варианты расширенного поклонения - это просто разработанные формы предложения основных элементов материальной природы (панчапачара).

Другой важной частью пуджи является повторение мантра-джапы. Обычно оно совершается после предложения упачара и является продолжением интенсивной медитации на Высшее в форме Личного Божества. Однако возможна и другая последовательность, когда непосредственно поклонение завершается предложением упачары.

В случае бахья-пуджи обряд заканчивается тем, что садхака возвращает Избранное Божество в чакрам своего тела и, осознавая полное Единство, произносит заключительные мантры. В случае ментального поклонения (манаса-пуджи), переноса Божества не требуется и пуджа завершается постижением Единства и произнесением соответственных мантр.


[1] Шактананда - тарангини, Улласа VI.

[2] В некоторых случаях - стороны света могут быть другими.

[3] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".


Тантра: Йога любви (2 DVD)
Вы узнаете об основах сексуальных техник.
Отправитесь в путешествие по миру Тантры, который позволит вам знать больше

ПОДРОБНОСТИ
 
Маханирвана-тантра

Одно из наиболее значительных произведений "Тантрического кодекса"
Объём: 576 стр.

ПОДРОБНОСТИ

 
Тантра - Традиционная символика

Путь неотантрической йоги (ред.-сост., пер. с англ. Постников В.И.)
Объём: 200 стр.

ПОДРОБНОСТИ

 
Лев Тетерников "Тантра. Дао любви"

Автор дает адекватное описание древней Тантры как доктрины, техник и инструментов расширения сознания

ПОДРОБНОСТИ


Главная | Янтры | Библиотека | Музыка | Ссылки | Форум | Гостевая книга

2005-2013
© Copyright darklight